Пирамиды Четвёртой Династии
Пирамиды Четвертой династии стоят как бы особняком от остальных, созданных на протяжении всей эпохи пирамид. Похоже, что легендарная птица Феникс прибыла, чтобы обозначить наступление "золотого века" — короткого периода, в который надо было выполнить потрясающую программу строительства, по масштабам и размаху способную поспорить с любым проектом нашего времени". И так же внезапно, как и началась, эта программа была прекращена.
Большинство учёных склоняются к мысли что причины, побудившие первого фараона четвёртой династии Снофру, перейти от "ступенчатых" к "истиным" пирамидам носили чисто религиозный характер. Однако мало кто представляет, насколько для этого потребовалось изменить строительные технологии. Следует вспомнить, что для ступенчатой пирамиды Джосера использовалось где-то 850000 тонн камней, в то время как на два гигантских сооружения в Дашуре потребовалось примерно девять миллионов тонн.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
Пирамида в Дашуре
Вообще большая часть из этих монументальных сооружений была возведена в очень короткий период, во времена Четвертой династии. При ней было построено семь самых грандиозных сооружений, которые составляют по объему, по крайней мере, 75 процентов из общих почти тридцати миллионов тонн материалов, использованных при строительстве на протяжении всей эпохи пирамид. Пять из этих семи - три в Гизе и две в Дашуре - сохранились по сей день примерно в таком же состоянии, как и во времена их сооружения. При том что более молодые пирамиды выглядят как руины.
Известно еще две, не сохранившиеся постройки. Сына Хуфу, фараон Джедефра (Раджедефа), в шести километрах к северо-западу от Гизе, у деревни Абу-Руваш, и последнего фараона четвёртой династии - Небка, возможно, брата или сына Хуфу - сведений о нем осталось очень мало - в Завиет эль-Ариане, примерно в пяти километрах на юго-восток от Гизе. На месте первой сейчас груда камней а вторая не была завершена, и ее разобрали в более позднее время.
Информация к размышлению:
Имя Джедефра переводится с древнеегипетского примерно так: «Продолжителен (в смысле продолжительны годы его жизни) он, [как] Ра». Некоторые египтологи читают имя Джедефра как Раджедеф, вынося имя солнечного бога Ра на первое место (в таком случае переводится: «Ра, продолжителен он»). Это не противоречит законам древнеегипетской иероглифической письменности, где имя бога и фараона выносилось вперед даже тогда, когда читалось в конце. Например, слово «жрец» — буквально «раб бога» — в иероглифике выписывается всегда «бога раб».
Следует отметить, что порядок престолонаследия и семейные устои фараонов Древнего Египта нам далеко не ясны, и Джедефра яркий пример. Он, по-видимому был сыном Хеопса (Хуфу) и его второстепенной жены ливийки. Якобы Джедефра приказал убить своего сводного брата Каваба, чисто египетская кровь которого давала ему больше шансов на престол.
О том, что Джедефра был на престоле после Хеопса (Хуфу), свидетельствуют царские списки (Абидосский и Саккарский). Имя Джедефра в царском овале — картуше — вместе с рабочими пометками строителей найдено на известняковой перекладине, закрывавшей док с солнечной ладьей Хеопса (Хуфу), значит, он «контролировал» погребение отца и, следовательно, правил после него. Женат Джедефра был, похоже, дважды, но ничто не указывает на то, что Хентетенка и Хетепхерес II (кстати, вдова Каваба) одновременно исполняли роль супруг. Не исключено, что линия Джедефра продолжилась — Р. Штадельманн предполагает, что его старший сын Бака (он же Небка) всего год был на троне после смерти царя Хафра. Возможно, этому почти эфемерному царю принадлежит недостроенная пирамида в Завиет эль-Ариане, очень похожая на сооружение в Абу-Роаше по конструкции погребальной камеры, но значительно больше — с площадью основания 200х200 метров. Также дочь Джедефра от второго брака (то есть от Хетепхерес II) Неферхетепес, возможно, была матерью царя V династии Усеркафа. Однако сыновья Джедефра (их было двое, Небка под вопросом) на трон так и не взошли. Джедефра правил всего лишь восемь лет, а после его смерти власть перешла к его младшему брату - Хефрену ( Хафра).
Еще в 1842 году, судя по сведениям немецкого египтолога Лепсиуса, высота развалин Пирамиды Джедефра достигала 17 м. В восьмидесятых же годах позопрошлого столетия эти развалины превратились в каменоломню, откуда ежедневно триста верблюдов вывозило строительный материал для новых построек в Каире. Сейчас от пирамиды осталась лишь длинная стена (106,5 метров) в пятнадцать слоев высеченных из местного известняка блоков. Максимум высоты — 11 метров. Кое-где, на восточной стороне сохранились следы облицовки нижних частей наружных стен пирамиды, выполненнной похоже из красного асуанского гранита. Стены ведущих вниз коридоров, также как и стены погребальной камеры, были выложены большими блоками известняка и гранита толщиной около двух метров. Возникает ощущение, что известняковые блоки «ядра» пирамиды положены под небольшим наклоном и как бы ползут к ее центру. Над погребальной камерой пирамиды находилась по всей вероятности разгрузочная конструкция - также как и в пирамиде Хеопса. Вдоль восточной стены в скальной породе вырублен довольно глубокий «док» длиной 35 метров и шириной в 3,5 для царской ладьи.
Некоторые египтологи полагают, что Джедефра собирался построить для себя в Абу-Роаше не пирамиду, а высокую мастабу — что-то типа гробницы царицы Хенткаус в Гизе или Шепсескафа в Саккаре, то есть нечто подобное половине пирамиды. Дело в том, что многие блоки вытесаны с углом наклона в 65 градусов, а это значит, что стороны сооружения круто устремлялись бы вверх, как в нижней части так называемой пирамиды со сломанными гранями царя Снофру в Дашуре. Возможно, мы неверно называем этот памятник «недостроенной пирамидой», он и не предполагал завершения. Другие ученые хотят увидеть в Абу-Роаше основание ступенчатой пирамиды, как у первого царя эпохи Древнего царства Джосера.
Замечу, что для своего последнего пристанища Джедефра избрал не просто пустое плато. Абу-Роаш — место с традициями, здесь найдены погребения эпохи I династии, времени становления великого государства в долине Нила, и памятники с именами двух крупнейших царей (Аха и Ден). Возможно, ему была важна близость к Гелиополю. Ведь он «сын Ра», поэтому и удалился из Гизы от своего земного отца, Хуфу.
|