Замысел, согласно которому возводились пирамиды четвёртой династии.
Роберт Бьювэл
Масштабные общественные работы предполагают несколько стадий для своей реализации не занимают порой многие годы, иногда — десятилетия, требуя тщательно продуманного финансирования, подготовительных работ, планирования и организации. Часто бывает, особенно в городском строительстве, что многие схемы так и не реализуются до конца или коренным образом пересматриваются.
Проект большого масштаба обычно имеет несколько этапов воплощения в жизнь, и в контракты часто включаются пункты о возможности увеличения или уменьшения поставок материалов. Клиенты знают, что обстоятельства во время исполнения проекта могут меняться — меняется финансирование, правительственная политика, меняются собственники, фирмы терпят банкротства. Должны быть взяты в учет и форс-мажорные обстоятельства (воздействие природной стихии, военных действий, голода), которые могут повлиять на строительство. Имеет значение и то, насколько стороны, реализующие проект, ладят между собой, и здесь возможны самые разные варианты, вплоть до полного прекращения строительства.
В конце 1970-х, к примеру, я участвовал в большом строительстве в Иране. Предстояло за 5 лет возвести в восточном районе столицы 15 различных объектов. В конечном счете непредусмотренные задержки, вызванные Иранской революцией, привели к тому, что реализацию проекта пришлось прекратить, завершив только 8 из 15 сооружений, еще 3 были завершены частично, а остальные даже не начинались. Человек, оценивающий реальные результаты строительства, может заключить, что первоначально было задумано только 11, что действительности не соответствует.
Создание пирамид Четвертой династии, для которых понадобилось 22 миллиона тонн камня (а если считать и дополнительные сооружения — каналы, стены, дороги, храмы, временное жилье и так далее, то процентов на 30 больше), должно было потребовать нескольких лет тщательного планирования и организации работ. Размах сооружений, которые удалось довести до конца, показывает, что строители обдумали свой план очень тщательно. Это тем более достойно удивления, если взять в расчет, что строительство пирамид осуществляли несколько поколений.
За 100 лет появились две пирамиды в Дашуре, три в Гизе и одна в Абу-Руваше; это потребовало привлечения значительной рабочей силы. Работы продолжались 10 десятилетий; было высечено в каменоломнях, перевезено и уложено более 8 миллионов блоков скальных пород. И в конце строительства произошло очевидное замедление работ — первоначальный импульс потерял свою силу.
Такое "затухание" первоначальной программы наглядно можно наблюдать в Завиет эль-Ариане, где стоит недостроенная пирамида внука Хеопса. Становится очевидным, что архитекторы-жрецы Пятой и Шестой династий стали обращать основное внимание не на архитектурный замысел, а на "магические" свойства иероглифов. Этим объясняется внезапное появление "Текстов пирамид" после Четвертой династии и то, что пирамиды стали гораздо меньшими по размерам по сравнению с гигантами Четвертой династии. Письменное слово заменило немалое число архитектурных ухищрений, таких, например, как звездные шахты в пирамиде Хеопса; больше не было необходимости воспроизводить "космическую связь со звездами Ориона, поскольку эта связь могла быть установлена "магическими" иероглифическими знаками. "Произнести" и "написать" для древних египтян было практически то же, что и "сделать", и "Книга мертвых", написанная на папирусе или воспроизводимая на стенах сравнительно простых гробниц, считалась обладающей достаточной магической силой для того, чтобы совершить ритуал перерождения. Именно письменное слово заменило архитектурный символизм в ритуале посмертного звездного перевоплощения фараонов.
Тексты пирамид представляют собой иероглифы
"Тексты пирамид" представляют собой иероглифы, вырезанные на плитах внутренних стен одной пирамиды Пятой династии и четырех пирамид Шестой династии. Таким образом, они написаны в период от 2300 года до н.э. (пирамида Унаса) до 2100 года (пирами¬да Пепи II). Содержание текстов пирамид призвано помочь фараону в его перемещении из телесной оболочки на небо (пояс Ориона) и практически идентично, что доказывает наличие единого первоначального источника, к сожалению утерянного. По мнению ряда исследователей, они начинают заменять собой, в религиозном подходе, архитектурно-астрономический подход, присущий пирамидам Четвёртой династии.
Самое большое количество текста содержит пирамида Унаса, последнего фараона Пятой династии (ок. 2300 года до н.э.)
|